Описание  подводных лодок  667-проектов   

Проект 667А «Навага» (NATO - "Yankee").

24 апреля 1962 г. вышло правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего - несимметричный диметилгидрозин (гептил).За счет ряда технических решений новую БР удалось "втиснуть" в шахту, по объему в 2,5 раза меньшую шахты ракеты Р-21. При этом Р-27 имела на 1180 км большую, чем ее предшественница, дальность пуска. Новшеством в ракетостроении стала разработка технологии заправки баков ракеты компонентами топлива с их последующей ампулизацией на заводе-изготовителе.

В результате ориентации разработчиков проекта 667 на новый ракетный комплекс появилась возможность разместить 16 ракетных шахт в прочном корпусе лодки вертикально в два ряда. Главным конструктором ПЛАРБ проекта 667А (шифр "Навага") был назначен С.Н. Ковалев. Атомная подводная лодка проекта 667а относилась к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имела овальную форму. Кормовая оконечность была выполнена веретенообразной.Передние горизонтальные рули располагались на ограждении рубки. Кормовое оперение было выполнено крестообразным. Прочный корпус с наружными шпангоутами имел цилиндрическое сечение и относительно большой диаметр, достигающий 9,4 м. Прочный корпус изготавливался, в основном, из стали АК-29 (толщина - 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками (выдерживающими давление 10 кгс/см2) на 10 отсеков:

1-й - торпедный;

2-й - аккумуляторный и жилой;

3-й - центральный пост, пульт ГЭУ;

4-й - ракетный;

5-й - ракетный;

6-й - дизель-генераторный;

7-й - реакторный;

8-й - турбинный;

9-й - турбинный;

10-й - электродвигатели.

Шпангоуты прочного корпуса были выполнены из симметричных сварных тавровых профилей, межотсечные переборки - из стали АК-29 толщиной 12 мм. Легкий корпус изготавливался из стали ЮЗ.

ПЛАРБ проекта 667А несла 16 одноступенчатых жидкостных баллистических ракет Р-27 (4К10, РСМ-25, западное обозначение - SS-N-6 Serb) с максимальной дальностью 2500 км, установленных в вертикальных шахтах в два ряда позади ограждения рубки. Стартовая масса ракеты составляла 14,2 т, длина - 9,65 м, диаметр корпуса - 1,5м. Масса головной части ракеты 650 кг, мощность 1 Мт, круговое вероятное отклонение - 1,3 км. Ракетные шахты высотой 10,1 м. диаметром 1,7 м, выполненные равнопрочными с корпусом лодки, располагались в 4-ом и 5-ом отсеках. Для предотвращения аварий при поступлении компонентов жидкого топлива в шахту при разгерметизации ракеты имелись автоматизированные системы орошения, газового анализа и поддержания микроклимата в заданных параметрах. Пуск ракеты выполнялся из затопленной шахты, только в подводном положении лодки, при волнении моря до 5 баллов. Первоначально стрельба производилась четырьмя последовательными четырехракетными залпами. Интервал между пусками в залпе составлял 8 с. После каждого залпа требовалось приблизительно три минуты для того, чтобы вернуть корабль на исходную глубину. Между вторым и третьим залпами был необходим 20-35-минутный интервал для перекачки воды из цистерн кольцевого зазора в ракетные шахты, а также для дифферентовки корабля. Однако реальные стрельбы выявили возможность осуществления первого восьмиракетного залпа. Величина сектора обстрела подводного крейсера проекта 667А составляла 20°, широта точки старта не должна была превышать 85°.

Торпедное вооружение лодки состояло из четырех носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, обеспечивающих максимальную глубину стрельбы до 100 м, а также двух носовых 400-мм ТА с предельной глубиной стрельбы 250 м. Торпедные аппараты оснащались системами быстрого заряжания и электродистанционного управления.

Лодки проекта 667А стали первыми ракетоносцами, получившими на вооружение переносные зенитные ракетные комплекса типа "Стрела", предназначенные для обороны корабля, находящегося в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов.

Для кораблей проекта 667А под руководством главного конструктора Р.Р.Бельского была создана боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Туча"- многоцелевая автоматизированная корабельная система, обеспечивающая применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, "Туча" осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач. Для предотвращения провалов на большую глубину, на ПЛАРБ пр.667А была реализована комплексная система автоматизированного управления, обеспечивающая, в частности, программное управление кораблем покурсу и глубине, а также стабилизацию без хода по глубине.

Основным информационным средством лодки в подводном положении являлась гидроакустическая система "Керчь", служащая для освещения подводной обстановки, выдачи данных целеуказания при торпедной стрельбе, а также миноискания, связи и обнаружения гидроакустических сигналов противника. Станция, разработанная под руководством главного конструктора М.М.Магида и работающая в режимах эхо- и шумопеленгования, имела дальность обнаружения 1-20 км. Первые четыре ПЛАРБ пр.667А были оснащены всеширотным навигационным комплексом "Сигма", разработанным в 1960 году под руководством главного конструктора В.И. Маслевского. С 1972 года на корабли начал устанавливаться более совершенный навигационный комплекс "Тобол" (главный конструктор - О.В. Кищенков), в состав которого входили инерциальная навигационная система, абсолютный гидроакустический лаг, измеряющий скорость относительно морского дна, а также система обработки информации на основе цифровой ЭВМ. Комплекс обеспечивал плавание в арктических водах, а также скорости лодки относительно воды, производила счисление географических координат и выдавала необходимые данные в корабельные системы. На лодках наиболее поздней постройки навигационный комплекс был дополнен космической навигационной системой "Циклон". Средства связи включали радиостанции среднего, коротковолнового и ультракоротковолнового частотных диапазонов. На кораблях более поздней постройки имелись комплексы автоматизированной радиосвязи "Молния" (1970 г.) или "Молния-Л" (1974 г.), разработанные под руководством главного конструктора А.А.Леонова. В состав комплексов вошли, в частности, первое автоматизированное радиоприемное устройство "Базальт", обеспечивающее прием по нескольким каналам KB и одному СДВ, а также радиопередающее устройство "Скумбрия", позволяющееосуществлять скрытую автоматическую настройку на любую частоту рабочего диапазона. Лодки оснащались выпускной всплывающей СДВ-антенной буйкового типа "Параван", позволяющей принимать целеуказания и сигналы спутниковой навигационной системы, находясь на глубине до 50 м. Важным новшеством являлось и применение аппаратуры засекречивания связи (ЗАС), обеспечивающей автоматическое шифрование сообщений, передаваемых по линии "Интеграл". В состав радиоэлектронного вооружения входили ответчик РЛС "свой-чужой" "Хром-КМ", РЛС "Альбатрос" и поисковая РЛС "Залив-П".

Главная энергетическая установка номинальной мощностью 52.000 л. с. включала два автономных блока левого и правого бортов. Каждый блок состоял из водоводяного реактора ВМ-2-4 (89,2 мВт), паротурбинной установки ОК-700 с турбозубчатым агрегатом ТЗА-635 и турбогенератора с автономным приводом. Имелась вспомогательная энергетическая установка, служащая для пуска и расхолаживания ГЭУ, снабжающая лодку электроэнергией при авариях, а также обеспечивающая, в случае необходимости, движение корабля в надводном положении. В состав вспомогательной энергетической установки входили два дизель-генератора постоянного тока ДГ-460, две группы аккумуляторных свинцово-кислотных батарей(по 112 элементов 48-СМ в каждой) и два гребных реверсивных электродвигателя "подкрадывания" ПГ-153 (по 225 кВт). Два гребных винта имели пониженный уровень шумности. На лодке пр.667А была применена электроэнергетическая система переменного тока(напряжение - 380 В), питающаяся только от автономных электрогенераторов.

На лодке было установлено мощное размагничивающее устройство, обеспечивающее стабильность магнитного поля. Кроме того, принимались меры по снижению магнитного поля легкого корпуса, прочных наружных цистерн, ограждения выдвижных устройств, рулей и других выступающих частей. Для снижения электрического поля корабля была применена система активной компенсации поля, создаваемого гальванической парой "винт-корпус". Для снижения гидроакустической заметности фундаменты под главные и вспомогательные механизмы покрывались вибродемпфирующей резиной. Прочный корпус подводной лодки был облицован звукоизолирующей резиной, а на легкий корпус наносилось нерезонансное противогидролокационное и звукоизолирующее резиновое покрытие.

В каждом отсеке лодки была установлена автономная система кондиционирования воздуха (при этом был реализован ряд мер по снижению акустического шума на боевых постах и жилых помещениях). Весь личный состав размещался в каютах или маломестных кубриках. Имелась офицерская кают-компания. На подводной лодке была предусмотрена столовая для старшинского состава, которая могла трансформироваться в спортивный зал или кинозал. Все коммуникации в жилых помещениях были убраны под специальные съемные панели в светло-серых тонах. Внутренний дизайн лодок, вполне соответствовал требованиям времени. Для освещения использовались люминесцентные светильники.

В составе СФ корабли проекта 667А поступили в состав 19-й и 31-й дивизий. Постепенно, с ростом численности кораблей 667A-го проекта, началось их патрулирование и у тихоокеанского побережья США.

Проект 667АУ «Налим» (NATO - "Yankee").

Параллельно в КБМ велась разработка модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, обладающими дальностью, увеличенной до 3000 км. Правительственное постановление, предусматривающее проведение модернизации ракетного комплекса Д-5, вышло 10 июня 1971 г. Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла усовершенствованную ГЧ "рассеивающего" типа, оснащенную тремя боевыми блоками (3 х 200 Кт) без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.В конце 1972 года 31-я дивизия получила первую подводную лодку проекта 667АУ - К-245, оснащенную ракетным комплексом Д-5У. На лодке К-245 прошел испытания и навигационный комплекс "Тобол" с инерциальной системой. 

В 1979 году на консервацию (с вырезанием ракетного отсека) были выведены две первые лодки проекта 667А, в дальнейшем этот процесс ускорился, и во второй половине 90-х годов в составе советского флота не осталось ни одного ракетоносца проектов 667А и 667АУ.

Проект 667М "Андромеда" (NATO "Yankee-Sidecar").

Модернизация проекта 667А

В 70-е годы в СССР параллельно с работами по созданию дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, предназначенных для пуска из стандартных торпедных аппаратов, в нашей стране, в соответствии с правительственным постановлением от 9 декабря 1976 г. началась разработка принципиально нового класса морских стратегических вооружений - сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР с дальностью более 5000 км. Технический проект переоборудования АПЛ пр.667А под ракетный комплекс "Метеорит-М" (проект 667М, шифр "Андромеда") ЛПМБ "Рубин" разработало в 1 квартале 1979 г.

Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами ЗМ-25, расположенных побортно вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45° Значительные габариты КР и соответственно ракетных контейнеров, а также их количество (12 ракет) оказали существенное влияние на архитектурно-конструктивный облик ПЛАРК. В районе размещения ракетных контейнеров (по бортам в средней, части ПЛ) была увеличена с 11,7 м до 15,0 м ширина наружного корпуса. Диаметр ПК в этом районе, наоборот, был уменьшен против диаметра ПК демонтируемых отсеков БР. Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса (из трех отсеков) взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых 4 и 5 отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска "Клевер", аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) "Коршун-44", пневмогидросистемы КСППО, а в третьем (5-бис) - жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия, нового навигационного комплекса "Тобол-АТ", комплекса средств радиосвязи "Молния-ЛМ1" и гидроакустического комплекса "Рубикон".

Разработка сверхзвукового ракетного комплекса "Метеорит-М" с КР ЗМ-25 была поручена КБ В. Н. Челомея. При создании ракеты было найдено много технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Ракета ЗМ-25 "Гром", выполненная по аэродинамической схеме "утка" со складным стреловидным крылом и двухкилевым складным вертикальным оперением, оснащенная маршевым ТРД и двумя стартовыми жидкостными ускорителями, имела стартовую массу 12 650 кг (6380 кг без ускорителя), имела максимальную скорость полета 3500 км/ч и дальность стрельбы более 5000 км. Полет КР протекал на высотах 22 - 24 км, что в сочетании с большой сверхзвуковой скоростью, малой радиолокационной заметностью и полностью автономной помехоустойчивой системой наведения делало КР практически неуязвимой для современных средств ПВО и ПРО США. В полете, траектория движения ракеты к цели могла корректироваться путем радиолокационной системы считывания рельефа местности.

КР ЗМ-25 хранилась в контейнере со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате и с загерметизированным маршевым двигателем. Пуск мог производиться с глубины 40 м и при скорости хода носителя до 10 уз.

Подводный старт ракет производился из заполненных водой кольцевого зазора ракетных контейнеров с "глухим" задним днищем. Перед стартом контейнер заполнялся водой кольцевого зазора и для открывания крышки давление воды в нем сравнивалось с забортным. Одновременно шел наддув самой ракеты (для избежания ее деформации). Первые два двигателя стартового агрегата выносили ракету на поверхность. После схода с направляющих ПУ раскрывались консоли крыльев и запускался маршевый двигатель. На поверхности запускались два оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от ракеты после достижения заданной скорости полета.

С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления "Бор".

Для переоборудования выделили ПЛ К-420, на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили “Севмашпредприятие”. По совместному решению промышленности и ВМФ работы по программе в конце 1989 г. были прекращены и переоборудование РПКСН проекта 667А ПЛАРК с КР "Метеорит-М" не производилось, а саму лодку в 1990 г. сдали флоту в торпедном варианте.

Проект 667АК "Аксон-1" (NATO - "Yankee-Pod").

Модернизация проекта 667А.

В преддверии серийного строительства АПЛ третьего поколения было принято решение о целесообразности проведения опережающей морской отработки перспективных гидроакустических комплексов (ГАК) на одной из выводимых из боевой эксплуатации ПЛ пр.667А, специально переоборудованной в ПЛ-лабораторию.

Технорабочий проект переоборудования лодки в ПЛ-лабораторию по пр. 667АК ("Аксон-1") ЛПМБ "Рубин" разработало в 1981г., а в 1982 - 1983 г. на МП "Звездочка" провели работы по модернизации ПЛ. Эксплуатация ПЛ позволила выполнить важные этапы наладки и морской отработки как отдельных подсистем ГАК, включая буксируемую антенну, так и ГАК в целом до начала серийной поставки комплексов на строящиеся корабли. Кроме того, на этой ПЛ, получившей тактический номер КС-403, провели испытания ряда других опытных образцов акустического и неакустического радиоэлектронного вооружения.

Проект 09774 (NATO – “Yankee Stretch”)

Атомный подводный ракетоносец К-411 проекта 667А в 1990 г. был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. Технический проект переоборудования РПК СН пр.667А по пр.667АН разработан ЛПМБ "Рубин" в 1982 г. Учитывая назначение ПЛ, была существенно увеличена автономность плавания, что потребовало не только размещения большего количества запасов, но и создания комфортных условий для жизнедеятельности экипажа и исследователей.

Проектом предусматривалась вставка нового среднего блока взамен вырезанных ракетных отсеков, в котором должны размещаться научно-исследовательская аппаратура и оборудование, а также каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В ходе переоборудования корпус корабля был удлинен до 162,5 м, было полностью демонтировано торпедное вооружение, проведены другие доработки.

АПЛ оснащена ГАК "Рубикон" ("Рубин"?), ГАС миноискания МГ-509, навигационным комплексом "Медведица", радиолокационным комплексом РЛК-101 "Альбатрос", МРП-10 "Залив-П" и другим оборудованием.

ГЭУ номинальной мощностью 51000 л. с. включает два реактора ВМ-2-4 (ВМ-4Т?) по 72 мВт, две паровые турбины, ГТЗА типа ОК-700. Имеется два дизельгенератора ДГ-500, два вспомогательных электродвигателя ПГ-137 и две аккумуляторные батареи по 112 элементов (2х8000 ампер/ч).

Переоборудование осуществлялось МП "Звездочка" в кооперации с ПО "Севмашпредприятие", которое изготовило новый блок корпуса. Подводную лодку К-411 поставили в эллинг МП "Звездочка" в октябре 1983 г., а спустили на воду - в июне 1990 г. Подводная лодка в 1991 г. была принята в состав ВМФ.

Кроме обеспечения спецопераций корабль может привлекаться для различных исследований. Иногда этот проект именуется как 667АН (большая АПЛ для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна в интересах ВМФ и народного хозяйства).

Проект 667Б "Мурена" (NATO - "Delta")

Развитие Советских стратегических подводных ракетоносцев второго поколения в 1969-1980 г. шло в направлении повышения дальности их ракетного вооружения. Новый ракетный комплекс Д-9, находящийся в разработке с 1963 года, должен был обладать дальностью, в три раза большей, чем Д-6.Разработка корабля, получившего проектный номер "667Б" и шифр "Мурена", велась в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева с 1965 г. По западной классификации ПЛАРБ проекта 667Б получили обозначение Delta.

Конструкция - двухкорпусная ПЛ с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. Корпус, разделен на 10 водонепроницаемых отсеков. По сравнению с Р-27 длина новой БР увеличилась на 40%, диаметр корпуса - на 20%. Для того, чтобы "втиснуть" новый комплекс в уже существующий корпус лодки, пришлось сократить число ракетных шахт с 16 до 12. Из-за большей длины ракет обтекатель ракетных шахт стал более высоким, а силуэт лодки приобрел характерный "горб" Длина корабля несколько увеличилась. В состав ракетного комплекса Д-9 вошли 12 двухступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29 (4К75, РСМ-40, западное обозначение - SS-N-8) с максимальной дальностью стрельбы до 7800 км. Длина МБР составила 13,435 м, диаметр корпуса - 1,8 м, стартовая масса - 33,3 т, забрасываемая масса 1,1 т, мощность БЧ -1 мт. Головная часть сначала моноблочного типа, затем с разделяющимися зарядами. Ее производство осуществлялось Красноярским машиностроительным заводом в кооперации с другими предприятиями Сибири. Ракета Р-29 была выполнена на тех же технических принципах, что и предшествующая БР типа Р-27. Однако на ней был реализован ряд передовых технических решений. В частности, двигатель второй ступени был утоплен в бак окислителя первой ступени, что позволяло создать компактную конструкцию. Бортовая аппаратура системы управления ракеты имела в своем составе цифровую вычислительную машину. Для обеспечения необходимой точности при возросшей дальности стрельбы инерциальная система управления ракетой была дополнена бортовой системой азимутальной астрокоррекции плоскости полета по звездным ориентирам, разработанной в НИИА, НИИАП и НПО "Геофизика", позволяющей уточнять по звездам положение ракеты в пространстве и корректировать направление ее движения. Круговое вероятное отклонение составило 1500 м. Пуск ракет мог выполняться из подводного положения с глубины 55 м при скорости лодки до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов как залпом всего боекомплекта, таки одиночными ракетами. Допускалась ракетная стрельба как из подводного, так и из надводного положения, при нахождении корабля в базе (такая возможность обеспечивалась межконтинентальной дальностью ракеты). Р-29 была оснащена средствами преодоления ПРО противника. Легкие ложные цели в сложенном состоянии размещались в специальных цилиндрических контейнерах, вваренных в бак горючего второй ступени.

В 1978 году на вооружение флота поступил модернизированный комплекс Д-9Д с усовершенствованной МБР Р-29Д, обладающей дальностью, увеличенной до 9100 км, а также повышенной точностью (КВО порядка 1000 м). Комплекс Д-9Д был установлен на нескольких лодках проекта 667Б в ходе их капитального ремонта и модернизации. В 1986 году была вновь проведена модернизация комплекса.

В носовой части подводной лодки располагалось четыре 533-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом из 12 торпед, а также два 400-мм ТА для ГПД МГ-44. ТА оснащена устройством быстрого заряжения.

Корабль оснащался БИУС "Восход" с корабельной цифровой вычислительной системой "Альфа", решающей стрельбовые задачи. Предстартовая подготовка и производство самого старта осуществлялись в автоматическом режиме. Совершенствование системы управления ракетной стрельбой позволило в пять-семь раз сократить время предстартовой подготовки. Д-9 стал первым в мире всеширотным ракетным комплексом. Для РПКСН проекта 667Б была создана система защиты ракет от несанкционированных действий, обеспечивающая осуществление пуска только после получения приказа Верховного командования.

Подводная лодка получила навигационный комплекс "Тобол-Б", включающий аппаратуру космической навигационной системы "Циклон-Б" и обеспечивающий все исходные данные для проведения подготовки и пуска ракет. Средства радиосвязи, были интегрированы в единый комплекс. Корабль получил и автоматическую систему космической связи "Молния". На атомоходе установили гидроакустический комплекс "Керчь". ПЛАРБ оборудована всплывающей антенной буйкового типа, позволяющей принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации, находясь на большой глубине.

Главная энергетическая установка мощностью 52.000 л. с. включала два водо-водяных реактора ВМ-4Б и две паровые турбины ОК-700 с турбо-зубчатыми агрегатами ГТЗА-635. Имелись два дизельгенератора ДГ-460 и два электродвигателя экономичного хода (2х260 л.с.). Перезарядка ядерным горючим предусмотрена через 5.5 лет.

Для снижения гидроакустической заметности корабля была введена двухкаскадная амортизация виброактивных механизмов паротурбинной установки.

Большие меры были приняты для обеспечения комфортности размещения экипажа.

Строительство серии из 18 атомных подводных лодок проекта 667Б велось на Севмашпредприятии в г. Северодвинске, где было построено 10 ПЛАРБ, а также на заводе им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре), построившего восемь кораблей.

Головной корабль проекта 667Б - поступил в 1972 г. на вооружение дивизии стратегических подводных лодок СФ, базирующейся в бухте Ягельная. Новые подводные лодки поступили в сформированную 41-ю дивизию. В 1974 году новое соединение было перебазировано в Гремиху, войдя в состав 11-й флотилии подводных лодок. На ТОФ атомоходы проекта 667Б вошли в состав 25-й дивизии стратегических подводных лодок, базирующейся на Камчатке. В конце 70-х годов часть ракетных подводных крейсеров стратегического назначения была переведена на базу Павловское в Приморье. В 1994 году началось постепенное списание лодок проекта 667Б. Неожиданно у этих кораблей появилась перспектива "второго рождения". На одном из заседаний Совета безопасности России, состоявшемся в конце 1999 года, было рассмотрено и получило одобрение предложение об использовании выведенных из боевого состава флота РПКСН в качестве грузовых подводных судов для использования в Арктике. Реализация идеи арктической подводной магистрали для транспортировки твердых и жидких грузов уже ведется по нескольким направлениям.

Проект 667БД "Мурена-М" (NATO - "Delta II")

Возможности Северного машиностроительного предприятия позволяли несколько увеличить длину корпусов строящихся подводных лодок семейства "667" и увеличить ракетный боекомплект. В июне 1972 г. ЦКБ МТ "Рубин" было выдано тактико-техническое задание на разработку усовершенствованного варианта лодки проекта 667Б, способного нести не 12, а 16 ракет типа Р-29. Новый атомоход получил проектный номер "667БД" и шифр "Мурена-М".

Для размещения дополнительного числа ракет в корпус лодки в районе 4-5 отсеков было решено "врезать" дополнительную секцию длиной 16 м, сохранив остальные элементы конструкции корабля прежними - двухкорпусная подводная лодка с ракетными шахтами, размещенными в прочном корпусе. Количество отсеков в прочном корпусе увеличено до 11 (против 10 на ПЛАРБ проекта 667Б); 1-й торпедный (ТА, запасные торпеды и устройство быстрого заряжения), 2-й-аккумуляторный и жилой (каюты офицеров),3-й-центральный пост, 4-й и 5-й-ракетные, 5-бис - жилой, 6-й - дизель-генераторный, 7-й реакторный, 8-й и 9-й -турбинные, 10-й - отсек электродвигателей. В результате водоизмещение корабля возросло на 1500 т, а скорость снизилась на 1 узел. Носовые горизонтальные рули, установленные на ограждении рубки, выполнили поворотными, для облегчения всплытия в ледяных полыньях они разворачивались на 90°, устанавливаясь вертикально. 

На подводных крейсерах проекта 667БД ракетный комплекс Д-9 был заменен на усовершенствованный Д-9Д с ракетами Р-29Д (принят на вооружение в 1978 г., западное обозначение SS-N-8 Mod 2 Sawfly), обладающими повышенной дальностью (9100 км) и точностью (КВО - 900 м). Так как система управления стрельбой осталась фактически без изменений, РПКСН проекта 667БД мог выпустить свой ракетный боекомплект в течение двух залпов - основного (12 ракет) и дополнительного (четыре ракеты),

Вместо боевой информационно-управляющей системы "Туча" на корабле была установлена несколько более совершенная БИУС "Алмаз". Подводная лодка получила автоматизированный общекорабельный телевизионный комплекс, обеспечивающий подледное и внутриотсечное наблюдение, визуализацию пространственного положения корабля и вывод на экраны, установленные в главном командном пункте картины ближней надводной и воздушной обстановки по данным перископа. 

Мощность главной энергетической установки подводной лодки была увеличена с 52.000 до 55.000 л.с.

Был реализован комплекс мер по дополнительному снижению шумности подводной лодки, а также уменьшению помех работе собственных гидроакустических средств. В частности, механизмы паротурбинной установки смонтировали на специальных вибропоглощающих фундаментах, оборудованных двухкаскадной системой амортизации. Были применены новые звукопоглощающие и вибродемпфирующие покрытия. Трубопроводы и гидравлические устройства отделили от корпуса корабля виброизоляцией.

На лодке проекта 667БД была применена система электрохимической регенерации воздуха (ЭРВ-М) путем электролиза воды (для получения кислорода) и поглощения углекислого газа твердым регенерируемым поглотителем. Были внедрены более совершенные технические средства поддержания заданных норм обитаемости на борту корабля. Еще большие меры приняты для обеспечения комфортности размещения экипажа.

Постройку серии из четырех кораблей было решено вести в Северодвинске. В ходе строительства серии на СМП начал широко внедряться модульно-агрегатный метод проектирования и монтажа корабельных конструкций, механизмов и оборудования, получивший дальнейшее развитие при строительстве атомоходов 3-го поколения. В разработку новых технологий подводного кораблестроения большой вклад внесли ЛПМБ "Рубин", возглавляемое И.Д.Спасским, Калужский турбинный завод, а также другие предприятия и научные центры страны.

Все лодки проекта вошли в состав 3-й флотилии подводных лодок, базирующейся в бухте Ягельная. В соответствии с российско-американскими договоренностями о сокращении стратегических вооружений первый РПКСН проекта 667БД был выведен из состава флота в 1996 году. К 1999 году все корабли этого проекта покинули строй.

Проект 667БДР "Кальмар" (NATO - “Delta III”).

В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-N-18), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом. Более совершенная инерциальная система управления с полной астрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла.

Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ “Рубин” под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667БДР (шифр - “Кальмар”), который, так же, как и проект 667БД, должен был оснащаться 16 ракетными шахтами. Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году.

Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки). Прочный корпус лодки разделялся на 10 водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 3-й и 10-й отсеки являлись отсеками-убежищами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки).

Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина - 13,635 м, диаметр - 1,8 м, стартовая масса - 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км. Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками. В 1987 и 1990 годах были приняты на вооружение очередные модификации ракеты Р-29Р ракетного комплекса Д-9Р.

Торпедное вооружение подводной лодки включало четыре 533-мм торпедных аппарата в носовой части корабля с запасом 12 торпед и 2х406-мм с запасом 6 торпед. Лодки могут нести торпеды всех типов.

Система управления стрельбой позволяет (в отличие от проекта 667БД) выстреливать весь ракетный боекомплект в одном залпе, с сокращенными интервалами между пусками. Для лодки была отработана система компенсации динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки корабля для передачи их в ракетный комплекс.

Подводный крейсер получил новый гидроакустический комплекс “Рубикон”, разработанный под руководством главного конструктора С.М. Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность обнаружения в режиме шумопеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200 км. Более точный навигационный комплекс “Тобол-М-1” (на лодках более поздней постройки - “Тобол-М-2”) имел время хранения навигационных параметров между двумя обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция “Шмель”, позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим маякам-ответчикам. На борту подводной лодки был размещен комплекс связи “Молния-М”, в состав которого входила система космической связи “Цунами”.

Главная энергетическая установка мощностью 60000 л. с. включала два реактора ВМ-4С и две паровые турбины ОК-700А. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Имелось два турбогенератора ТГ-3000.

Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля за счет установки новой системы объемного химического пожаротушения с использованием фреона.

В проекте 677БДР дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.

Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). Большинство лодок проекта 667БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформированадивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную.

Проект 667БДРМ (NATO - “Delta IV”).

Последним кораблем “семейства 667” стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го - 3-го отсеков были несколько "приполнены". В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки. Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя - Виктора Петровича Макеева), представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р. В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54, SS-N-24) с максимальной дальностью стрельбы до 9300 км в зависимости от числа головных частей и их массы . Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т . Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность -100 кт). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками (по 250 кт). Высокая точность (КВО - 250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других "сверхпрочных" объектов). Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Подводный старт возможен с глубины 55 м, при состоянии моря 6-7 баллов и скорости до 6 узлов под любым курсовым углом, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован, боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва. В связи с выходом США в одностороннем из договора по ПРО 1972 года в качестве одной из мер по поддержанию стратегического баланса рассматривается возможность вновь вернуться к оснащению ракет Р-29РМ головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения. Предполагается и снаряжение части ракет этого типа моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн).

Помимо ракетного вооружения подводные лодки типа "Дельфин" имеют в носовой части корпуса 4х533-мм торпедных аппарата с запасом 12 торпед всех типов, ракето-торпед и приборов гидроакустического противодействия. Имеется система быстрой перезарядки торпед.

Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой "Омнибус-БДРМ", осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс "СКАТ-БДРМ". Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. На проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус. Навигационный комплекс "Шлюз" обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля определяется посредством. Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи, позволяющим осуществлять управление крейсером, практически в любых условиях боевых действий.

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л.с. РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты (не на всех кораблях) ВФШ с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. Также были применены акустические покрытия прочного и легкого корпуса повышенной эффективности, локальные звукопоглотители в районе отсеков с ядерной энергетической установкой.

В проекте 667БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

По мнению специалистов, лодки данного типа являются наиболее удачными РПКСН отечественного флота. Оставшиеся в строю корабли находятся в хорошем техническом состоянии. По-видимому, служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продолжится, по меньшей мере, до 2010-2015 гг. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г.) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РCМ-54. Заказ рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им. Макеева в его реализации примут участие Миасский и Златоустовскии машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска. Благодаря новым типам боевых частей, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства “ядерного сдерживания” в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.

Выход

 

 

Hosted by uCoz